Герои и их героические подруги

Павел Романович Попович — это воплощение части истории нашей жизни. Первый украинец, ставший четвёртым в среде наших космонавтов. Вся его жизнь навеяна шумом двигателей самолётов, взлетавших с близлежащего от его родного дома, аэродрома.

Посёлок Узин, Белоцерковского района Киевской области ещё хранит память о тех полётах истребителей и бомбардировщиков. Детская мечта Павлика покорять эти «адские» машины ушла гораздо дальше его предвидения. Четвёртый космический корабль под его управлением в связке с третьим, управляемым Андрияном Николаевым, пронзили бесконечные просторы околоземного космического пространства уже через год после первого полёта Юрия Гагарина. Космос только начал открывать свои тайны.

Большое впечатление на Павла Романовича произвёл вид нашей планеты. «Рассматривая из космоса Землю мы хорошо видели города, реки, горы, корабли, поезда» — рассказывал он. Совместный полёт двух космических кораблей дал неоценимый результат для очередных полётов в космос. Произведены первые фотосъёмки поведения космических кораблей в различных манипуляциях при взаимном маневрировании, определены условия обеспечения надёжной радиосвязи между кораблями и наземными пунктами управления. В ходе полёта, он первый из космонавтов вёл себя свободно, раскованно, пел известную и сочинял свою песню.

У Николаева был позывной — «Сокол», а у Поповича был позывной – «Беркут». На мотив украинской песни Попович пропел на украинском языке: «Як би я був «Сокіл», літав би я третім. А «Беркуту» дали злітати четвертим».

Андриян Николаев и Павел Попович

Результаты совместного полёта позволили уверенно решать проблему стыковки космических кораблей, что и обеспечил Павел Романович во втором своём полёте в космос на корабле «Восток-14» при стыковке космического корабля с космической станцией «Салют-3». После безукоризненного выполнения заданий второго полёта в космос, Павел Романович был введен в состав группы по подготовке космонавтов к «Лунной программе», которая через некоторое время была приостановлена по техническим причинам, не зависящим от него.

В 1977-м году Попович П.Р. защитил кандидатскую диссертацию и получил научную степень кандидата технических наук. С января 1982 г. по декабрь 1989 г. был заместителем начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина по научно-испытательной и исследовательской работе. Будучи всесторонне одарённым человеком, Павел Попович писал стихи, издал несколько книг, в которых кроме личного опыта и наблюдений, размышлял о будущем техники и человечества.

В 1976-м году П.Р. Попович приехал в г. Киев для открытия музея космонавтики в КПИ и посетил ряд киевских предприятий, обеспечивавших подготовку космических кораблей к запуску и сопровождению полетов космонавтов в космосе.

На киевском заводе «Арсенал» Павел Романович ознакомился с приборами наземной ориентации и привязки к земным координатам перед запуском космических кораблей. Зам. Главного конструктора Пырлик Д.Я. и ведущий специалист по системам ориентации Опанасенко В.Г. рассказали гостю о перспективной разработке приборов ориентации, работающих в автоматическом режиме. Так же, его заинтересовал оптико-механический блок лазерного высотомера, который с орбиты космического корабля излучал световой импульс и обеспечивал приём отражённого сигнала для определения точного положения космического корабля относительно Земли. На вопросы о точности измерения высоты ответил ведущий инженер отдела-разработчика Якунин В.А., а о технологических проблемах рассказал представитель заказчика Ю.А.Малютин.

После ознакомления с приборами в цехе, Павел Романович в обеденном перерыве выступил перед сборщиками и рассказал об особенностях своих двух космических полётов, о семье, о том, как женился на лётчице Марине, и они воспитывают двух дочерей. Рабочие с большим интересом слушали дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, задавали свои вопросы. Большая часть продукции этого цеха шла для космических исследований и вопросы были по самым злободневным темам. В заключение встречи начальник сборочного цеха В.С.Лис вручил гостю настольную модель космического корабля, отлитую в металле. Кстати, Павел Романович при посещении заводского музея вместе с генеральным директором НПО «Арсенал» Гусовским С.В. подарил музею фотоаппарат «Салют-С», производства завода «Арсенал», с помощью которого производил фотосъёмку в космическом корабле.

В марте 1978-го года, в канун Международного Женского Дня, председатель профсоюзного комитета НПО «Арсенал», Елена Павловна Смелая организовала встречу для самого многочисленного женского коллектива на заводе, в цехе фотоаппаратуры, с выдающимися женщинами: Мариной Попович и Ириной Стражевой. Красный уголок не смог разместить всех желающих. Первой слово взяла Марина Попович. Она рассказала кратко о своих успехах в лётном мастерстве, о первом прыжке с парашютом и о первом полёте на самолёте Ут-2 в 1948-м г., о своих трудностях в достижении желаемых результатов, для чего ей пришлось пойти на воинскую службу.

Пожаловалась на супружескую жизнь. Практически, как мать одиночка, воспитывала двух дочек. Муж был на первых «ролях» в отряде космонавтов. Уходил рано, приходил поздно, часто уезжал в командировки. Кроме того, в выходные дни приходили парни из «отряда» и приглашали мужа в «клуб по интересам». У неё тоже были свои интересы. На них оставалось очень мало времени. «Я дочерей, практически, не воспитывала. Была у меня няня, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик» — рассказала она. В общем, она доказала девушкам и женщинам фотоцеха, что иметь мужа-космонавта — не подарок, но, не смотря на это, себя нельзя забывать. Сейчас в «Википедии» можно узнать о Марине больше, чем она от избытка скромности могла поделиться с работницами завода: «Марина Лаврентьевна родилась на хуторе Леоненки Смоленской области 20 июля 1931-го года. Военный лётчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник ВВС, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин, заслуженный мастер спорта СССР. За свою лётную карьеру освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в Государственном НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, доктор технических наук, профессор.

Её общий налёт составил около 6000 часов. А ещё она стала известна, как писатель, Член Союза писателей России и активный общественный деятель». Когда Марина заговорила о муже и семье, зал оживился. Кто-то задал вопрос о дочерях, на что она ответила: «Первая – Наташа родилась в апреле 1956г., сейчас студентка МГИМО, вторая — Оксана родилась в августе 1968 -го года, сейчас школьница.

Зал постепенно утих и на трибуне появилась Ирина Стражева. Будучи москвичкой, не представляла себе будущую жизнь вдали от столицы. Как и Марина Лаврентьевна, занималась в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова, но не хватило настойчивости для преодоления постоянных трудностей для молодой девушки в занятиях авиаспортом. Решение было принято кардинальное – поступить в авиационный институт и связать свою жизнь с авиацией. На третьем курсе она вторично стала заниматься в аэроклубе, но дальше подготовительных занятий дело освоения полётов не пошло. После третьего курса МАИ Ирина Викторовна проходила практику на авиационном заводе и случайно познакомилась с заместителем Главного конструктора. Знакомство продлилось почти год и в мае 1939 года ЗАГСом Бауманского района Москвы был зарегистрирован брак Ирины Викторовны Стражевой и Михаила Кузьмича Янгеля. Надежда на то, что муж из заводского общежития, попал в городскую квартиру, станет надёжным хранителем семейного очага, не оправдалась. В 1940-м году родилась дочь – Людмила. Окончание института пришлось на начало ВОВ. Красный диплом И.В. Стражевой давал ей право выбора места будущей работы. Она выбрала и осталась преподавателем в своём родном институте. Муж всё чаще ездил по различным предприятиям Союза, а Ирина Викторовна всё реже могла видеть его в своей московской квартире. В 1942-м году семья Ирины Викторовны увеличилась с рождением сына Александра. В деле воспитания детей ей помогали родители. К окончанию ВОВ у Михаила Кузьмича добавились зарубежные командировки. Отчёты по таким командировкам занимали много времени. Рос и уровень должностей, занимаемых Михаилом Кузьмичом. И всё же, эти должности были в Москве. Но очередной удар по семейной жизни Ирины Викторовны нанёс 1954-й год. Янгеля М.К. назначили Генеральным конструктором и Генеральным директором КБ «Южное» в г. Днепропетровске. «Я провожала мужа на новое место работы и, в душе, считала, что был бы он семьянин, то мог бы отказаться от переезда, чтобы не оставить жену и двух детей в самом опасном возрасте без отцовской струнки воспитания, но потом поняла: он уезжал для своего освобождения от излишней опеки, которая не давала ему раскрыть свои талантливые проекты». В Москве у Ирины Викторовны хорошая работа, подготовлена защита кандидатской диссертации, накоплен уже материал для докторской диссертации, преподаватель в престижном вузе страны, да детей надо подготавливать к взрослой жизни, а уехать в необжитый город – можно потерять всё прошлое и не найти ничего. Так и осталась Ирина Викторовна в Москве, через год защитила кандидатскую, а в 1965-м году докторскую диссертацию, как первая из соискателей женщин в МАИ. Она стала профессором в родном институте, взяла под своё крыло своих детей, они успешно закончили МАИ имени Серго Орджоникидзе. Янгель М.К. иногда приезжал в Москву по срочным делам, приезжал в свою семью и устраивал праздник.

Положенных отпусков у него почти не было, что сильно повлияло на его здоровье. Особенно трудно он пережил аварию при испытании его ракеты на полигоне в 1960-м году. Четыре инфаркта он пережил, а с пятым, в 1971-м году, после торжественного собрания в честь шестидесятилетия, справиться не смог. Так на печальной ноте закончилось выступление Ирины Стражевой. Прозвенел звонок, известивший об окончании перерыва. К гостям подошёл начальник цеха Мамаев А.С., поблагодарил за интересную встречу с работниками цеха фотоаппаратуры и вручил обеим по фотоаппарату «Киев-19». «Наш цех освоил выпуск нового фотоаппарата и мы вручаем Вам его к этому праздничному Дню с бессрочной гарантией!» — сказал Мамаев А.С. Гости выходили, окружённые толпой работниц цеха, рядом идущие задавали разные вопросы, среди которых не слышно было вопросов об Янгеле М.К. Их можно было понять. Павел Романович — личность публичная, радио, телевидение, газеты многократно давали сведения о нём. Ему при жизни установили бюст в родном посёлке, как дважды Герою Советского Союза.

Сравнивая по заслугам, М.К.Янгель стал дважды Героем Социалистического Труда (1959, 1961г), награждён четырьмя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции, лауреат Ленинской премии (1960г.), лауреат Государственной премии (1967г.), академик АН УССР (1962г), академик АН СССР (1966г.) учёный, конструктор, создатель уникального направления в ракетостроении. Разработанные им в 1960-м году ракеты Р-12 и Р-14 сразу же были поставлены на вооружение. В 1962-м году эти комплексы были отправлены на Кубу в ответ на размещение американских боеголовок в Турции.

На фото: справа Астафьев Юрий Ксенофонтович – участник операции «Анадырь», специалист по прицеливанию ракет Р-12 и Р-14 от киевского завода «Арсенал», побывавший в спецкомандировке на Кубе. Слева – автор. Фото Пономаренко Е.Е.

Ракеты-носители РС-20 и РС-18, которые уже полвека стоят на вооружении, по сей день являются ракетно-ядерным щитом страны. Подобно Главному конструктору космических ракет С.П. Королёву, фамилия Главного конструктора, создателя «ядерного щита», была долгие годы засекречена. Положенный памятник при жизни на Малой Родине, в Железногорске-Илимском Иркутской области, был установлен только спустя шесть лет после ухода его из жизни. В том же Железногорске, по инициативе бывших его коллег из КБ «Южное» и при участии жены М.К. Янгеля, И.В. Стражевой, был открыт мемориальный музей имени Академика.

Не в пример своей подруге Ирине Викторовне, оставшейся в семейных отношениях со своим мужем М.К. Янгелем до конца его жизни, оставаясь ему верной до конца своей жизни, Марина Лаврентьевна после тридцати лет совместной жизни с мужем-космонавтом Павлом Романовичем Поповичем пошла на развод. Из Москвы она фактически уехала ради полётов на самолётах у О.К. Антонова и пробыла в Киеве с 1979 г. по 1984-й год. В 55 лет Марина Лаврентьевна обручилась с генерал-майором авиации Борисом Александровичем Жихоревым и прожила вместе в счастливом браке 26 лет

Генеральный конструктор О.К. Антонов и Марина Попович

В предисловии к книге Марины «Я лётчик» второй муж написал: «Пройдёт время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации, и потомки свяжут наше время с именами Ю.А.Гагарина, С.П. Королёва и других настоящих Героев. Среди этих имён навсегда сохранится и имя великой женщины ХХ века – Марины Попович. Я глубоко убеждён в этом».

Попович П.Р. вскоре после развода с Мариной нашёл себе другую, спокойную, домашнюю и преданную женщину, ту, которую он долго искал. Алевтина Ожегова не штурмовала небесные просторы. Она работала экономистом в центре подготовки космонавтов и готова была посвятить себя всю семье и заботе о муже. Павел Романович Попович умер на руках Алевтины 29 сентября 2009 года.

Героические подруги и Герои нашего времени остаются в нашей памяти и всех, кто был причастен к делам Героев. Вечная им память.

Ус Борис Васильевич, член Совета Киевской организации ветеранов Ракетных и космических войск

г.Киев, 10.11.2022 г.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*